Апрель 20, 2018

Золотое руно Аргали в Заповедном саду

  «Ну ничего, зато золотое руно Аргали остается в Яйлю» - утешал я себя по окончании конкурса Олимпийских талисманов, не подозревая, что в этом может быть интересный и глубокий смысл. Какой же это смысл, я понял достаточно быстро. С самого начала возникновения в конце 2002 года идея золотого руна Аргали оказывается связанной с заповедной системой. Только через 9 лет я помещаю талисман Аргали в Заповедный сад как в священную рощу.

Из древнегреческого эпоса известно, что золотое руно находилось в священной роще Ареса. По другим источникам место золотого руна – это Ирийский сад. Золотое руно – дар богов людям, а греческих Героев призвал в поход бог солнца Апполон. Я представил золотое руно (Аргали) как духовно-нравственный опыт человеческих поколений.

 

Ученый-биолог и охотовед Ф.Р.Штильмарк в книге «Заповедники и заказники» пишет: «Само слово заповедь означает «нерушимое наставление». Понимание заповедности проявляется и в различных языческих и шаманских поверьях, получивших весьма широкое распространение у народностей нашей страны. Всевозможные святые места, священные рощи, урочища, озера, родники охранялись как участки подлинной заповедности в различных районах Европы и Азии…Рощи связаны с культом творческих сил природы, сознанием органической генетической связи с природой, единства, своей группы…Творческая сила страдает от грязи, нечистоты, болеет…Вредно для нее действуют выделения человека, сквернословие, зависть и т.д. Таким образом, бог – творческая сила -не всемогущ. В будничной повседневной жизни очень трудно сохранить природу в чистом виде. Поэтому выделяются рощи, ключи и оберегаются от загрязнения. Здесь творческая сила спасается от преследующей грязи, нечистоты… Вокруг таких заповедных рощ объединяются целые роды, люди, живущие иногда за десятки, сотни верст. Такие священные рощи были известны на Байкале, в Зауралье, на Ангаре и во многих других местах. Некоторые из них даже вошли в состав нынешних заповедников или стали памятниками природы, большинство же безвозвратно. В открытых, безлесных местностях (тундра, пустыня) также выбирались особые священные участки, как правило, в наиболее красивой живописной местности с озерами, родниками».

Известный российский ученый академик Б.А.Рыбаков в своей объемной монографии «Язычество древних славян» упоминает о святых рощах как местах молений силам природы: «Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств и молений проводились общественно…не в доме или поселке, а за пределами житейского бытового круга. Древнему земледельцу нужно было прежде всего воздействовать на природу, воззвать к ее вегетативной мощи, обратиться к различным «рощениям», священным деревьям, к водным источникам – родникам (не от Рода ли?), кладезям, студеницам, к полям в процессе вспашки, сева и во время вызревания драгоценного урожая... Религиозное, молитвенное отношение к силам природы зафиксировано многими древнерусскими источниками… Все эти места культа воды, рощений, гор широко отразились в восточнославянской топонимике, где встречены сотни «святых озер», «святых рощ», «красных горок», «лысых гор», «девичьих гор» и других урочищ».

Яйлинский яблоневый сад – это своеобразная современная священная роща, созданная человеком. Это место православного и творческого моления к созидательным силам природы. Подтверждением этому служит праздник «Яблочный спас». В предисловии к документальному фильму «Яблочный спас» директор Алтайского биосферного заповедника И.В.Калмыков говорит: «Праздник «Яблочный спас» стал уже традиционным на территории Алтайского заповедника и объединяет людей, воспевающих свою родину и ее традиции. «Яблочный спас» - духовно-культурное мероприятие, идея которого – сохранение дикой природы через произведения искусства и православие. Священная земля Алтая – историческая родина многих народов и культур, на которой человек с незапамятных времен творил единение с природой и сегодня питает творчество музыкантов, поэтов, художников.



Алтайский биосферный заповедник продолжает древние традиции, когда человек не просто одухотворял природу, поклоняясь культам гор, рек, тайги и озер, но берег и любил ее, передавая это отношение своим потомкам. «Яблочный спас» проходит под руководством Ирины Зенкевич (г.Омск) при поддержке церкви Иконы Божьей Матери (Умиления) с.Артыбаш и лично отца Сергия, детской художественной студии «Скворечник», Омского отделения Союза художников России».

Уже всем известен Православный крест в яблоневом саду, воздвигнутый в честь первых садоводов Сибири. Яйлинский поэт Екатерина Ефременко в стихотворении «Земной рай» пишет такие строки:

В заповеднике, в Яйлю, в «райском» саду

Среди яблонь воздвигли крест.

По какой тропе ни пойду –

Далеко он виден окрест.

Чтоб исправился мир этот тленный;

Люди стали б духовно красивы –

Трисоставный Крест – безопасность Вселенной –

Символ Любви всеобъемлющей Силы.

Золотое руно Аргали – это живой образ который одновременно ассоциируется с редким горным бараном Аргали, как символом хрупкости дикой природы, и с книгой Мудрости наших предков написанной рунами. Я думаю, что талисман Аргали вполне сочетается с современнойзаповедной рощей Яйлинским яблоневым садом! Найди свое золотое руно в Заповедном саду, и жизнь твоя станет добрее и красивее, она наполнится новым смыслом! Тебя ждут приятные открытия и творческий поиск!
Александр Лотов, фотокартины автора.

Регистрация/ Вход