Наталья Романовна Данилина, директор ЭкоЦентра «Заповедники», Вице-председатель Всемирной комиссии по охраняемым природным территориям (МСОП/IUCN) c 1993 по 2008 гг.

 Н.Р. Данилина по специальности зоолог. Закончив Московскую ветеринарную академию, начала свою трудовую деятельность на Сахалине, в звероводческой хозяйстве.С заповедными территориями ее связаларабота во ВНИИ охраны природы и заповедного дела МСХ СССР, где с 1979 года она участвовала в разработке теории заповедного дела, практическом обосновании создания новых заповедников, в частности Командорского, и организации работы по повышению квалификации руководителей государственных заповедников.

После создания в стране системы природоохранных органов в 1988г. Наталья Романовна пришла на работу в Госкомприроды СССР (затем Госкомприроды России, Минприроды России ). Это былважный период ее биографии. Здесь за восемь лет она прошла путь от ведущего специалиста до начальника Главного управления заповедного дела. При активном участии Натальи Романовны велась разработка Федерального закона об особо охраняемых природных территориях, и немало сил было затрачено ею для, буквально, «пробивания» проекта этого закона через все мыслимые и немыслимые препятствия, которые возводились на его пути. Закон был принят в 1995. По инициативе Данилиной Управление разработало Федеральную целевую программу государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков. Правительство приняло Программу в 1994 году, что сыграло важную роль в развитии заповедной системы в 90-х годах.

В 1994 г. Минприроды организует разработку проекта ГЭФ «Сохранение биоразнообразия Российской Федерации», реализация которого в впоследствии оказало очень существенную поддержку российским заповедникам и национальным паркам. Одним из разделов проекта устанавливалась необходимость создания национального центра по координации и развитию экологическому просвещению, формированию в России общественной поддержки ООПТ. Этот вопрос возник неслучайно, ведь несмотря на то что Россия обладает бесценным богатством - заповедными природными территориями, большинство рядовых россиян этого просто не понимают. Словом, на повестку дня вышел не столько вопрос о том, как сохранить дикую природу, сколько вопрос осознания обществом необходимости ее сохранения – без этого любые попытки сберечь природное наследие были бы заранее обречены на провал.

Именно с этой целью в 1996 году, по инициативе Натальи Романовны, был образован Эколого-просветительский центр «Заповедники» (www.wildnet.ru). Цель создания ЭкоЦентра была определена так: объединение профессионалов заповедного дела и их единомышленников для формирования в обществе понимания ценности особо охраняемых природных территорий. Работа началась в рамках проекта Всемирного фонда дикой природы (1996-1999). Первым шагом стало создание курсов и семинаров для повышения квалификации «заповедных просвещенцев» - сотрудников ООПТ, которые регулярно проводятся и по сей день. В 1998 г. была разработана и начала внедряться Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков по экологическому просвещению населения.

К 2000 году вокруг ЭкоЦентра была сформирована сеть из людей, работающих в области экологического просвещения, в том числе с детьми и молодежью. В тесном сотрудничестве с Госкомэкологией России была создана (и официально признана! новая для системы ООПТ России профессия – специалист по экологическому просвещению. ЭкоЦентр во главе с Натальей Романовной подготовил целый «отряд» таких специалистов, способных выполнять эту работу в заповедниках, национальных и природных парках. В настоящее время отделы экопросвещения создаются не только в федеральных ООПТ, но и в региональных. А в структуре Экоцентра «Заповедники» действует Учебный центр для работников ООПТ, который обучает не только эко-просветителей, но и заповедных бухгалтеров, инспекторов охраны, руководителей заповедных территорий и не только… .

С 2000 года начало развиваться детско-молодежное общественное Движение "Друзья заповедных островов", идея которого родилась не без участия Натальи Романовны на учебных семинарах ЭкоЦентра, и теперь объединяет множество коллективов добровольных помощников ООПТ по всей России. Друзья помогают сохранять природное и культурное наследие в заповедниках и национальных парках: кружки юных натуралистов, фольклорные коллективы, молодежные экологические театры, отряды юных рейнджеров, школьные лесничества и другие. Движение – это экологическое и патриотическое просвещение детей и молодежи путем участия их в полезной, практической работе для блага «заповедных островов».

С 1993 по 2008 г. Данилина Н. Р. являлась Вице-председателем Всемирной комиссии по охраняемым территориям МСОП по региону Северная Евразия. Работа, проведенная под руководством Натальи Романовны по этому направлению, сыграла важную роль в поддержании профессиональных контактов специалистов в области заповедного дела на пространстве бывшего СССР в период практически полного разрыва отношений на официальном уровне.Между коллегами продолжался обмен информацией, проектами законодательных актов, опытом работы в нелегких условиях, несмотря на разрушение сложившихся ранее связей. Это было особенно актуально в 90-х годах прошедшего столетия. Установленные связи внесли существенный вклад в сохранение и развитие сетей особо охраняемых природных территорий, формирование национальных законодательств, особенно, в Казахстане, Белоруссии, Украине. Участие и регулярные выступления Н.Р. Данилиной в крупнейших и наиболее значимых международных форумах, конгрессах, конференциях, посвященных ООПТ, ее публикации в зарубежных изданиях способствуют тому, что все большая часть зарубежной аудитории узнает о высоком уровне российского заповедного дела. Например, во многом благодаря организационным усилиям Натальи Романовны в работе V Конгресса парков, проходившего в ЮАР в 2003 году, впервые участвовалироссийские представители , в том числе из заповедников и национальных парков. Более 30 человек! Анесколько сотен специалистов российских ООПТ смогли познакомитьсяс опытом работы зарубежных парков, участвуя в программах ЭкоЦентра «Заповедники». Можно долго перечислять значимые проекты, которые внедряет руководимый Н.Р. Данилиной центр, но мы закончим наше повествование словами известнейшего российского эколога, Алексея Владимировича Яблокова, члена-корреспондента РАН, бывшего помощника президента Российской Федерации, Советника Международного союза охраны природы с 2000 по 2008 гг.

«Наталья Романовна появилась в нужное время и в нужном месте - когда почти рухнула государственная система ООПТ, она смогла подставить "плечо" и не дать рухнуть всему вообще. Многолетняя деятельность ее и возглавляемой ею организации удивительным образом сочетает типичную деятельность НПО-шного ресурсного центра с государственным подходом».

Конечно, любимое дело занимает большую часть жизни Натальи Романовны. Однако это не мешает ей «руководить» большой семьей и быть заботливой мамой для своих детей, любящей бабушкой для двух внучек и внука, и доброй хозяйкой для своей собаки.

Беседу с Натальей Данилиной провел Александр Лотов по Интернету.

Первого апреля 2011 года эколого-просветительский центр «Заповедники» отметил свое пятнадцатилетие. Насколько я знаю, государственные заповедники в России возникли как природоохранные учреждения, и экопросвещение населения было как бы непроявленной стороной их деятельности. Наталья Романовна, чем же обусловлено усиление роли экологического просвещения населения в конце 90-х – начале 2000-х годов в российских заповедниках и национальных парках?
Если сказать кратко, то объективной необходимостью! В 90-х на фоне политических перемен развивается сильнейший экономический кризис, который обрушился и на охраняемые территории. Проживающие вокруг и на ООПТ люди лишились привычных источников существования, выросла безработица, бедность населения. Резко усилился пресс браконьерства, участились случаи нарушений закона на охраняемых территориях, причем и местными жителями и пришлыми предприимчивыми дельцами. Столкновения с браконьерами на ООПТ порой заканчивались трагически для работников охраны. Невозможно забыть гибель в 1995 году во время рейда от рук браконьеров трех инспекторов охраны Саяно-Шушенского заповедника. Представители власти, в ряде регионов, предпринимали активные попытки «прибрать к рукам» и использовать отнюдь не в природоохранных целях все имеющиеся природные ресурсы, часто, невзирая на законы. В этот период местное население, в своем большинстве, относилось к ООПТ либо никак, либо откровенно враждебно и этим нередко пользовались местные политики, которые старались завоевывать голоса популистскими обещаниями решить все экономические проблемы района, закрыв заповедники и отдав природные ресурсы народу. Притом, что в ряде случаев людям действительно негде было пасти скот, косить траву, заготавливать дрова, поскольку с созданием заповедника они лишались традиционных угодий. Например, противники созданного в 1993 году Керженского заповедника, буквально забрасывали протестными письмами Правительство России и Государственную думу. Или на заседании Аяно-Майского районного совета в Хабаровском крае принималось, разумеется, не имеющее никакой юридической силы, но выражавшее мнение многих местных жителей, решение о закрытии Джугджурского заповедника. Нужно было вести диалог с людьми, снимать возникающее напряжение, привлекать их на сторону ООПТ, понимать и учитывать интересы людей, живущих в сфере влияния ООПТ, чтобы добиться ответного (!) понимания жителями ценности и нужности заповедника. Совместно искать и находить компромиссные решения. Без этого заповедникам невозможно было выжить, а значит, работа с населением стала жизненно необходимой. В то время я участвовала в разработке Федерального закона об особо охраняемых природных территориях, в который и было введено положение, что государственные природные заповедники являются “природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями”. Не в одном нормативном документе, действовавшем ранее об экологическом просвещении не говорилось. Это было продиктовано необходимостью удержать заповедную систему от разрушения в этот крайне тяжелый и весьма противоречивый для страны и заповедников период. Закон был принят в 1995 году, он стал базой для развития заповедного дела на последующие десятилетия. Кроме того, я подчеркну, что в большинстве стран мира, имеющих сильную систему ООПТ, это США, Канада, Австралия, интенсивное экологическое просвещение населения началось значительно раньше. Ведь ни в одной демократической стране ООПТ не могут существовать без общественной поддержки. Мы отставали в этой работе, по крайней мере, лет на 25-30. Сегодня можно сказать, что есть у нас ООПТ, которые по уровню работы с населением ничуть не слабее, чем лучшие парки и иные ООПТ в мире.
ЭкоЦентр «Заповедники» активно взаимодействует со многими российскими природоохранными учреждениями, в том числе с Алтайским заповедником. За 15 лет ЭкоЦентром проведена огромная работа. Расскажите, хотя бы коротко, что удалось сделать, и что еще предстоит?
Главный результат то, что, экологическое просвещение стало нормой для заповедников России. Те, кто пришел в заповедники в нулевых годах даже представить себе не могут, с какими сложностями пробивало себе дорогу это новое направление в 90-х. Борьба шла и на уровне многих коллективов заповедников, а также в Государственной думе, в Академии наук, внутри заповедной общественности! По разные стороны «баррикад» стояли уважаемые и авторитетные люди. Многие не хотели принимать экологическое просвещение, как обязательное для заповедников дело. Пройдя через эти «боевые действия» я вышла с убежденностью, что нужна организация, которая станет продвигать заповедное просвещение. И в 1996 году был создан ЭкоЦентр «Заповедники» . Что удалось? Была создана и утверждена на ведомственном уровне Концепция эколого-просветительской работы в заповедниках и национальных парках. Причем не просто подписана и положена на полку, а активно внедрена! Была разработана методическая база ведения этой работы, в том числе методы интенсивной подготовки специалистов по экологическому просвещению на ООПТ. На курсах ЭкоЦентра были подготовлены специалисты, способные развивать новое для ООПТ направление деятельности. В большинстве заповедников и национальных парков страны сегодня работают наши «выпускники». Это позволило в 2000 году «узаконить» новую для заповедников специальность. Должность «специалист по экологическому просвещению» была введена в тарифные сетки и штатные расписания всех заповедников и национальных парков. Для тех, кто не был знаком с заповедниками в 90-х, подчеркну – не было этого ранее! Появились замы директоров по экопросвещению, отделы экологического просвещения. Таким образом , экологическое просвещение заняло свое важное место в работе ООПТ. Убеждена, в том, что российские заповедники и национальные парки сохранились и развиваются, велика заслуга наших эко-просветителей. Сегодня сеть федеральных ООПТ стала своеобразным сетевым эколого-просветительским институтом. И я горжусь своей причастностью к такой значимой работе. За эти годы сформировалась плеяда талантливых заповедных просветителей. Есть замечательные специалисты, работающие в заповедниках и иных ООПТ Республики Алтай и Алтайском крае. Например, Репетунова Елена Васильевна – невероятно творческий человек и наставник многих сегодня уже успешных и опытных специалистов по экологическому просвещению. Таких как, Светлана Шигрева, Алтайский заповедник, Что предстоит? Сегодня идут ожесточенные дискуссии об экологическом туризме. То, что туризм может и должен быть эффективнейшим методом экологического просвещения – у меня нет сомнения. О том, что пользоваться этим инструментом нужно умело, говорит богатый опыт ООПТ во всем мире. Так же как и о том, что получить от развития туризма положительный эффект как для экологического просвещения , так и для экономики, можно только при грамотном планировании и выполнении этой работы. Иначе результат будет прямо противоположный. Кстати, наглядный пример того, сколь разрушительным может быть неуправляемый туризм для природы я наблюдала на Алтае, в Чаткальском районе. Сегодня в России дан серьезный импульс для развития экологического туризма на ООПТ, в том числе и вовлечению в эту работу заповедников. Нужна грамотная, с использованием мирового опыта, стратегия развития туризма (где он нужен, где возможен, а где недопустим?!). Нужна четкая законодательная и нормативная база организация такого рода деятельности, и внутри ООПТ и в их взаимодействии с туристическим бизнесом, иными партнерами. Нужен механизм контроля за использованием столь «острого» инструмента и, конечно, нужны грамотные специалисты. Заклинания о недопустимости туризма в заповедниках вообще вряд ли могут быть конструктивны. А волевые решения в этой сфере, не подкрепленные стратегическими и нормативными документами, методическими разработками, а также отсутствие системы контроля, знаний и опыта у исполнителей невероятно опасны. Вот на преодолении этих противоречий и непростых проблем должна быть направлена работа в ближайшее время.
Владимир Борейко в книге «Современная идея дикой природы» пишет: «Без новых идей и концепций мы обречены вновь и вновь повторять старые ошибки. Нам необходимо создать новые мифы, чтобы в третьем тысячелетии сохранить биосферу. Одной из таких свежих и перспективных идей является идеал дикой природы…». Но если представить себе, что дикая природа как раз и есть идеал природоохранной функции заповедников, то что может быть идеалом в системе экологического просвещения? Возможно, этот идеал (образ, психотип человека) как раз может быть той новой идеей (мифом) по В.Борейко? Если сознание человека не станет более экологичным, то удастся ли нам сохранить природу? Тогда мы точно можем получить бесприродную техническую цивилизацию, как об этом пишут некоторые авторы (напр. Г.Альтшуллер и М.Рубин в книге «Что будет после окончательной победы»). Наталья Романовна, что Вы думаете об идеале экологического образования?
Прежде всего, скажу, что я не являюсь поклонником и сторонником Владимира Борейко. Не приемлю его черно-белых, большевистских оценок и разделения всех на своих и врагов. Не приемлю цитатников, как руководства к действию. Хотя его работа по реферированию и популяризации идей западных философов, несомненно, ценна. Если экологическое образование будет вестись, как вдалбливание в головы людей набора информации и руководящих указаний , то оно будет обречено на неудачу. Конечно, есть люди, которых можно и нужно остановить при принятии решений только суровыми руководящими указаниями, но это те, кого уже упустили, не обучили и не воспитали. Образование и просвещение работает на будущее. Как показывает жизнь, это будущее наступает очень быстро, ведь за период нашей рабочей жизни происходит смена поколения, так что слова «работа для будущего» не должны действовать расслабляющее!!! Ответ на вопрос об идеале экологического просвещения, или об идеальном подходе к экологическому просвещению непростой и ответить в формате интервью на него сложно. Мне представляется, что сформировать некий устойчивый, нежно относящийся к природе, психотип человека у целой нации – фантастика! И замечательно, что человеческие психотипы различны, все люди разные. В этом и есть залог выживания человеческого общества. В его разнообразии! В своей красоте, гармонии природа может служить идеалом. Несомненно. Но человек, лишенный многих атрибутов цивилизации уже не может существовать в ней. Увы, или к счастью, кому как нравится, но мы уже лишены густого и теплого волосяного покрова, не готовы питаться подножным кормом. Значит, определенный уровень развития цивилизации для современного человечества необходим и освоение природных ресурсов неизбежно. На мой взгляд, звать людей назад, в пещеры, чтобы жить в идеальной гармонии с дикой природой нелепо. Беда, видимо в том, что сформировавшееся общество потребления не имеет «тормозов». Таким «тормозом» должна быть культура, возможно, именно, экологическая культура. Хотя, полагаю, что человек с высоким уровнем культуры, не может не быть экологически грамотным. Нужны ли новые мифы? Не знаю. Если кто-то талантливо и ярко сочинит, замечательно! А вот знать свои традиции, корни, опыт предшествующих поколений, в том числе и в сфере взаимодействия с природой, необходимо. Взять к примеру, богатые исторические традиции народов Алтая в их общении с природой. Возрождение традиционных знаний народов, использование исторического опыта в современной жизни задача важная и интересная. Сформировать в обществе высокий уровень экологической культуры, да просто высокий уровень культуры – это действительно цель эко-просветителей, и не только «эко - ». И те, кто работает в сфере культуры – могут и должны быть нашими единомышленниками, союзниками. Это педагоги и музейщики , библиотекари и театральные деятели, люди иных творческих профессий, ученые, да вообще все, кто обеспокоен низким уровнем культуры общества в стране с богатейшей культурой, утратой обществом традиций, опасностью потери исторического, культурного и природного наследия.
Недавно в теленовостях президент России Д.А.Медведев говорил о необходимости повышения уровня экологической культуры населения России. Система экологического просвещения в заповедниках как раз представляет нам уникальную возможность решения этой задачи. В «Концепции работы заповедников и нац.парков РФ по экологическому просвещению населения» (разработанной ЭкоЦентром «Заповедники», и утвержденной на самом высоком уровне) первым принципиальным положение является понимание того факта, что заповедники и нац.парки –государственные учреждения и функционируют в интересах государства. Способны ли государственные природоохранные учреждения повышать экологическую культуру населения лишь за счет неопределенной и нестабильной грантовой поддержки, или здесь также необходима реальная государственная помощь? Что Вы думаете об этом? Что случилось с прекрасной газетой «Заповедные острова», издаваемой вашим ЭкоЦентром? Ваши коллеги сообщили мне, что газета не выходит уже больше года.
Тут я отвечу кратко. Без государственной политики, направленной на развитие заповедников, иных ООПТ, без политики, направленной на воспитание культуры нации и сохранения ее достояния достичь серьезных и масштабных результатов чрезвычайно трудно, порой невозможно. Гранты – подспорье. Важное, порой играющее роль катализатора, но только подспорье. Они не могут быть основой жизни государственного учреждения. Это очевидно. Что же делать? Это уже иной вопрос, из разряда вечных и ответ на него не простой. Но действовать надо, и объединяться, чтобы заставить государство услышать наш голос, который сейчас звучит, как «глас вопиющего в пустыне» надо. Выпуск нашей газеты «Заповедные острова» временно приостановлен. Для меня это одна из значимых и любимых программ ЭкоЦентра «Заповедники» и остановка издания было для меня болезненным и нелегким решением. Одна из основных причин – финансовые трудности. Но, я подчеркиваю слово - временно. Ищу пути и формы работы, чтобы газета ожила. Надеюсь, что так и будет. Скоро!
Яйлинская терраса – одно из немногих мест в заповедной системе России, где на особо охраняемой природной территории находится целый поселок с сотнями жителей. На референдуме, который прошел в Яйлю в июне 2011 года почти 80% жителей поселка (с учетом неопределившихся) высказали убеждение, что они хотят жить в заповедном Яйлю. Я понимаю, что руководству АГПБЗ оценивать подобную ситуацию непросто, но такова реальность. Наталья Романовна, Вы неоднократно бывали в Яйлю, и в курсе всех местных событий. Какое будущее Вы могли бы выбрать для Яйлю: как центр туристического бизнеса с дорогими отелями, или как яркий заповедный центр экологического просвещения? Может быть поселок Яйлю должен остаться центром Алтайского биосферного заповедника, как и было исторически? Ведь, современные транспортные и информационные возможности вполне это позволяют.
Отвечу чисто эмоционально. Поскольку принятие решения по таким ключевым вопросам требует глубокого анализа сложившейся ситуации. Я, хоть и бывала в Яйлю, и люблю это место, но подобного анализа не делала, аргументов разных сторон не рассматривала. А эмоционально и, немножко, экспертно, выбрала бы для Яйлю роль заповедного центра экологического просвещения. При этом, не исключаю создания сети гостевых домов, небольших уютных, оформленных в традиционном стиле, при сохранении традиционного облика поселка. Пусть поживут гости день-другой в заповедной атмосфере, прикоснутся к ней душой. Вот сохранить, поддерживать такую атмосферу хоть и не просто, но нужно. Хотелось бы и сохранение уникального яблоневого сада, который является украшением Яйлю. И чтобы все было пронизано просветительской деятельностью. Здесь ведь все может работать на просвещение посетителя, гостей, туристов. И многолетняя, чрезвычайно интересная, полная ярких, порой, трагических событий, история самого заповедника, его научного отдела, поселка, его жителей. Связанная с этим история «Кедрограда», яблоневого сада. А какие яркие люди здесь жили (и живут), работали! Какой вклад в заповедное дело был ими внесен! Василий Криницкий, Виталий Парфенов, Ирина Филус и многие, многие другие. Фотографии – Александр Паничев, Александр Лотов.

  Московский гость Н.Данилина в гостях у Яйлинцев, 1992 г.


Н.Р.Данилина на фотовыставке в Яйлинской школе 2010 г.


Экоцентр Заповедники, фотовыставка Россия заповедная, Москва 2001 г., Дом Советской армии


Н.Р.Данилина вручает диплом об окончании курсов по Экологическому просвещению


В.Песков представляет свою книгу об Аляске на семинаре в Заповедниках

Вход