Письма животным.

В 2017 году вышла в свет книга доктора педагогических наук, Натальи Александровны Рыжовой – «Экологический проект. Здравствуй соболь, как живешь?», где описана авторская методика ознакомления детей с животными с учетом идей экологического образования. Расскажу о смысле «писем животным», используя выдержки из этой книги.

  Н.А.Рыжова вела уроки экологии в начальной школе, и однажды ей пришла мысль сравнить место обитания животного с его «адресом», а экологическую нишу – с «профессией». Появилась идея: если есть адрес, то почему бы не предложить детям написать письма животным (прежде всего тем, которые им больше всего нравятся). Идея оказалась плодотворной. Сочиняя адреса зверей, птиц, земноводных школьники усваивали большой объем разнообразной информации: где обитают животные (нужно было, например, оценить по географической карте расстояние до места жительства адресата), с какими растениями и как связаны и т.п. Дети изготавливали конверты, рисовали на марках портреты любимых животных, составляли для них меню. Заодно они выясняли, кто чем питается, и осознавали, что зверей, птиц нельзя кормить «человеческой» пищей, определяли «профессию» животного (его роль в природе). А затем уже сочиняли тексты. Дети сочиняли письма с огромным энтузиазмом. Но вскоре Н.А.Рыжова поняла, что все ученики с нетерпением ждут от животных ответов. Причем каждый – от своего адресата. Дети с удовольствием приняли правила игры и не хотели из нее выходить. И тогда автору пришлось, используя свою профессиональную естественнонаучную подготовку и материалы научной литературы, сочинить тексты писем от имени животных. Звери и птицы «рассказывали» о себе, «исправляли» ошибки ребят. (Оказалось, что это гораздо эффективнее, чем, если бы это сделал взрослый.) Особенно детям нравилось то, что общение получалось на равных. Звери, например, задавали неожиданные вопросы. Горилла рассказывала о том, как страшно кричит вожак стаи в случае опасности, и интересовалась, как поступает в такой ситуации учитель, дельфин выяснял, какую рыбу больше всего любит ученик, хомяк советовал детям почаще «надувать щеки», вдруг появятся удобные защечные мешки для хранения запасов!

 Со временем стали писать письма во многих школах и детских садах страны, а затем и в учреждениях дополнительного образования и в эколого-просветительских центрах ООПТ. Письма животных вызывали огромный эмоциональный отклик у ребят. Они очень ждали их, радовались, когда читали. Внедрение новых технологий в образование внесло новые дополнения в проект: письма стали отправлять не только обычной почтой, но и по электронной почте. 

Письма барану Арго

Экологический проект «письма животным» рассчитан в первую очередь на работу с детьми. Н.А.Рыжова объясняет в чем здесь дело. «В древности люди считали, что все, что их окружает, способно чувствовать, думать, желать (дерево грустит, медведь сердится и т.д.). Наши предки предполагали, что все окружающие их объекты — это «люди в ином обличье». Такой способ познания позволял осмыслить окружающий мир через уподобление его человеку. В младшем возрасте дети, как и их далекие предки в период «детства» человечества, легко воспринимают объекты природы на равных, наделяют их чувствами, мышлением, желаниями. Это очень важно с точки зрения воспитания эмоционального отношения к природе, умения ей сочувствовать и сопереживать».

Но возможно ли дальнейшее развитие проекта «письма животным»? А что если дети напишут письма не просто представителю какого-либо биологического вида, а животному, которое имеет имя или даже свою историю жизни. Это может быть интересно не только детям, но и взрослым.

Прежде чем предложить историю конкретного животного перенесусь на 10 лет назад и расскажу о зарождении движения «Друзей заповедных островов» в Алтайском биосферном заповеднике (АБЗ). Тогда детская экологическая организация в селе Яйлю, центральной усадьбе АБЗ, была названа «Аргаленок». Это буквально – маленький Аргали. Так называется алтайский горный баран, один из наиболее редких видов животных Горного Алтая и Алтайского заповедника. Аргалята рождаются весной, когда группы самок Аргали уединяются в защищенных долинах речек и ручьев. У Аргали много противников. Их преследуют не только волки, росомахи, огромные орлы и снежные барсы, но и многочисленные стада домашних сарлыков и коней вытесняют горных баранов в малопригодные для жизни места. Очень скоро маленькие Аргалята уже способны сопровождать своих родителей. Солнце греет все сильнее и сильнее, и на свободных от снега участках тундростепи появляются первые горные цветы и травы. Горным баранам кормиться уже проще. Впереди маленьких Аргалят ожидает еще много испытаний, пока они, наконец, не превратятся в мощных и свободолюбивых горных баранов Аргали. Из названия детского Клуба «Аргаленок» появилась мысль придумать историю горного барана Аргали под названием Арго. Эта мысль усилилась во время проведения в России зимней Олимпиады Сочи-2014. Был объявлен конкурс Олимпийских талисманов, и множество предложений размещалось на специальном сайте. Я тогда отправил предложение принять в качестве талисмана – горного барана Аргали (под название – золотое руно Аргали). Однако, организаторы конкурса выбрали других животных. Казалось бы, неудача, но во мне все равно жила мысль придумать и написать историю горного барана Арго.

Эта мечта оживает сегодня, когда появился такой замечательный экологические проект «письма животным». У меня нашлись друзья-единомышленники, которые согласились принять участие в творческом проекте написания истории Арго, и даже нарисовать рисунки. Один из моих друзей Илья Кочергин когда-то давно работал лесником в Алтайском заповеднике; он не понаслышке знает людей и природу Горного Алтая, жил на дальних заповедных кордонах. Сейчас Илья пишет повести и романы. Его интересуют новые мысли и новые идеи как сохранить наш общий дом – планету Земля, и Илья с радостью включился в работу. Жизнь и приключения горного барана Арго начали оживать в строках художественного произведения. Мы подумали о том, что для горожанина будет интересен проект именно по индивидуализации конкретного дикого животного и слежению за его жизнью, узнаванию о его жизненных удачах или передрягах. Уменьшение численности или даже исчезновение горных баранов Аргали обычного человека (не связанного с природой, живущего в городе) огорчит на несколько секунд, потом он забудет об этом. Но человек испытает гораздо более сильные чувства, если узнает о смерти конкретного животного, о котором он знает какие-то факты, у которого есть имя (пусть условное, пусть даже номер). Этот зверь имеет конкретный вид, возраст, особенности характера. Мы же больше переживаем за друзей, знакомых, за конкретных людей, а не за неизвестных нам жителей посёлка Тиличики на Камчатке (это сравнение привел Илья).

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию историю Арго. В нашем произведении мы стремились создать реальный образ алтайских горных баранов, какие они есть в природе, и какие у них не простые взаимоотношения с человеком. Мы рассказали, как люди охотились на Аргали с помощью вертолетов. Такие случаи были в прошлом; сейчас уже не стреляют в горных баранов с «грохочущих птиц». Это позитивный момент, но все-же случаи охоты на Аргали происходят и сегодня; не смотря на то, что этот редкий вид животных занесен в Красную книгу.

Дорогие Друзья, если вас по-настоящему тронула эта история, напишите письмо Арго:

649164 Республика Алтай, Турочакский район, село Яйлю,
Алтайский заповедник, Александру Лотову, письма Арго.

Если вы напишите e-mail, то укажите – Алтайский биосферный заповедник, долина реки Богояш, массив Архарий, горному барану Арго.

Письмо можно прислать по адресам - Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  и  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Мы передадим ваши письма Арго, и он обязательно вам ответит! 

                                      Александр Лотов, сотрудник Алтайского биосферного заповедника

Вход