«Грех не в темноте,
а в нежелании света»
(Марина Цветаева)
В воззвании Эмиля Шукурова «Открытый мир», ОМ (1) в Концепции Экологического просвещения в заповедниках и национальных парках от 1998 года можно обнаружить некоторые противоречия. В самом начале автор утверждает единство человека и природы, когда говорит, «Мы, объединенные с природой единым потоком животворных сил». Но потом, ближе к концу воззвания, люди называются «изгоями». В данном случае смысл слова «изгой» состоит в том, что человек изгнан, отвергнут природой. Получается, человек не часть природы (как было сказано в начале), а он существует отдельно от нее. Это даже не вписывается в главную мысль воззвания ОМ - идею многополярной биосферы планеты Земля. Человек уже вне земной природы? Человек как изгой и «Не спасет этот Мир», что справедливо написано в завершении воззвания в виде отдельной строки.
В самом деле, «Человеческая деятельность приводит к загрязнению окружающей среды, истреблению экологических ландшафтов и множества животных видов. Человек засоряет мировой океан, вырубает леса, тревожит недра земли и способствует мутациям атмосферы, в частности, озонного слоя. Экологи предлагают пересмотреть тезис о том, что «человек есть вершина творения и пик эволюции», и принять за аксиому, что человек - одно из явлений природы наряду с другими, … Так экологическая мысль стремится … свести человека до животного вида, до элемента природы. Человек перестает быть центром и превращается в периферию – наряду со всеми остальными природными явлениями … Крайние версии экологии идут еще дальше, и считают человека антиприродным явлением, угрозой для окружающей среды. Поэтому чтобы планета жила, человеческий род требуется истребить или как минимум существенно сократить. Иначе не избежать перенаселения, планетарной катастрофы и исчезновения самой жизни»(2).
Выявленные противоречия «Открытого мира» можно понять, если обратиться к теме «солнечных и лунных людей» в творчестве Эмиля Шукурова. В стихотворении «Солнечная сторона» автор отождествляет человека с природой и призывает
«исправить всё, в чем мы повинны, восславить звание людей». Но в «Лунной стороне» Э. Шукуров говорит о людях, казалось бы, в отрицательном смысле.
«…Мы – поколение Луны.
Нам не дано понятье света.
Душой мы узники запрета
На темной стороне страны».
Однако и здесь автор оставляет поле для размышления, когда приводит пример с национальными Киргизскими коврами, в которых белое и черное сочетаются друг с другом в отношении инь и янь, как единство и борьба противоположностей. Если солнечные люди, безусловно, положительны, то как мы должны относиться к лунным людям. Возможно, Эмиль Шукуров говорит о цельном образе человека, у которого есть одновременно и солнечная и лунная стороны - как бы две природы его сущности.
Подобный подход можно обнаружить у таких авторов и исторических личностей, как Пушкин, Платон и Кришна(3). У Пушкина это отчетливо проявляется в стихотворении «Поэт».
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...
В этом стихотворении говорится не только о поэте, но и о нашей повседневной жизни. Мы бываем часто погружены в дела и проблемы суетного мира. Это обычная наша жизнь. Но порой, когда «божественный глагол до слуха чуткого коснется», мы видим дальше наших повседневных, прагматических дел. Мы видим какое-то благородное дело, идею, какого-то человека, которому нужна наша помощь. Вдруг внезапно мы оказываемся более сильными и смелыми. Мы, оказывается, можем быть другими. А потом снова погружаемся в нашу повседневную жизнь.
О двух природах человека говорит не только Пушкин. Известна притча «О двух волках», которую приписывают североамериканским индейцам. Дед индеец сидит у костра, курит трубку и рассказывает внуку. Есть два волка, один белый, сильный и прекрасный, он олицетворяет наши лучшие качества. Другой черный, худой и облезлый, он олицетворяет другую нашу сторону. И они борются. Кто же побеждает, спрашивает внук. Побеждает тот волк, которого ты кормишь - говорит мудрый старик.
Об этом же рассказывает Платон в одном из диалогов, говоря о колеснице нашего разума, в которую впряжены две лошади – белая и черная (как и два волка). Есть одна часть нашей природы, и есть другая. Обе – это мы. Мы не можем сказать, что одна из них плохая, не достойная, низкая. Она доставляет нам много неприятностей, т.к. заставляет быть слабее, чем мы можем быть на самом деле. Ведь у нас есть и другая сторона – благородная, прекрасная, щедрая, добрая. Это тоже мы. Важно понять, что они не могут договориться друг с другом. Ни в одной культуре и цивилизации нет истории о том, что эти две стороны человека нашли компромисс.
Наверное, ярче всего это описывается в индийском эпосе Бхагавад-гита. По сюжету поэмы великий воин Арджуна не решается начать сражение между Пандавами и Кауравами на священном поле Куру, т.к. на стороне противников есть его родственники и учителя. Однако возницей Арджуны оказывается сам бог Кришна, который разъясняет кшитрию суть воинского долга и призывает не отступать от сражения. Мудрец Кришна рассказывает Арджуне о двух природах человека, и что они находятся друг с другом в состоянии войны. Они сражаются за главенство в нас. Один урок, который дает Кришна заключается в том, что не нужно бояться этой битвы, а необходимо на нее решиться. Иначе невозможно увидеть, что происходит в нас и невозможно сделать шаг вперед. Мы не сможем развиваться, идти вперед по своему пути и становиться лучше (какими можем быть в потенциале). Мы не сможем осуществить что-то важное и ценное, в чем нуждается мир или другие люди вокруг. Нужно сражаться – первый урок Кришны Арджуне. Что еще говорит Кришна? Он говорит, что для сражения необходимо иметь оружие. Нельзя сражаться голыми руками, нельзя устранить Кауравов (свою материальную природу). Нужно научиться видеть, когда во мне проявляется одна природа, а когда другая. Обрести объективность по отношению к самому себе. Страх или злость (свойства наших Кауравов) страшны только тогда, когда они захватывают нас целиком. Когда мы отдаемся во власть этим страстям, то, с точки зрения Пандавов, сражение проиграно. Кто сейчас во мне принимает решение – самый первый вопрос и шаг. Очень важно действовать исходя из понимания того, что сейчас правильно и необходимо. Лучше бездействия дело. Пусть мы ошибемся, совершим не идеальный шаг, но когда мы в действии, то можем что-то сделать, исправить, что-то починить, исцелить. А когда мы пассивны, мы беспомощны. По-настоящему правильным действием Кришна называет действие во исполнение своего долга. Очень важно внутри себя ощущать, что есть истинный долг (а не то, что кто-то навязал мне в качестве долга). Когда мы действуем таким образом, преодолеваем трудности, то испытываем ощущение внутренней победы и радости от выполненного долга. Это есть одно из самых прекрасных чувств, которые мы испытываем в жизни. В этой внутренней борьбе, которая неизбежна и одновременно прекрасна, мы выковываем своих Пандавов, она делает нас сильнее.
Подводя итог, можно сказать, что воззвание «Открытый мир» Эмиля Шукурова - это призыв к действию на основе лучших качеств и устремлений человека. Необходимо сражаться, объединять усилия для построения многополярного, солнечного, открытого мира людей и сохранения всей земной природы. Когда человек опирается на свою лунную природу, он не может действовать, становится изгоем, и не способен на позитивные земные дела. Как уже говорилось выше, воззвание ОМ было опубликовано в Концепции по экологическому просвещению в 1998 году. Но в наше время, спустя 25 лет, появилось воззвание «Открытый мир 2.0» в новом прочтении Э.Шукурова, где социальные вопросы человека выходят на первый план. Все развитие темы представлено на сайте www.yailu.ru в разделе - Открытый мир.
Александр Лотов, Алтайский биосферный заповедник
Источники информации:
- https://www.yailu.ru/index.php/priroda/tvorchestvo/167-stikhotvorenie-manifest-emilya-shukurova
- Александр Дугин «Хаос и принцип эгалитаризма».
- «Пушкин, Платон и Кришна о двух природах человека», лекции в школе философии «Новый Акрополь».