Между землей и небом война.
                                   Виктор Цой

 Культура и цифровизация

   Мир вокруг нас стремительно меняется. В 1990-х годах прошлого века началась новая эра информационных технологий. А сейчас происходит не менее значимый этап последующего перехода к миру Искусственного Интеллекта (ИИ). Человеческое сознание не успевает следовать за происходящими изменениями; меняется поведение человека, порой непредсказуемо. В условиях преобладания информационных технологий главной структурой человека становятся социальные платформы, которые по существу представляют собой его новую среду обитания. Об этом интересно говорит эксперт по социальным сетям, депутат ГД РФ М.Делягин.

   Мы сегодня живем и производим действия в нескольких средах одновременно: в природе, в техносфере и в информационной среде социальных сетей. Социальные платформы используются для управления людьми, нахождение в них не связано с принуждением и угрозами. Платформы подбирают для человека наиболее удобную среду: при работе в такой сети возникает ощущение комфорта. Нахождение в социальной сети формирует позитивный психоэмоциональный фон человека. Подобный эффект несет и свои отрицательные стороны:  когда человек не сталкивается с дискомфортом, он перестает развиваться. Все это является следствием применения алгоритмических и маркетинговых технологий для привлечения людей.

   Человек сам не осознает, что им управляют; никто не навязывает ему правил, он все делает свободно. Но делает предопределенно тому, что видит в социальной сети.  Получается, что часть его личности конструируется извне. Находясь в социальной платформе, человек получает большой объем информации и сильные эмоции. Важным и значимым становится эмоциональное состояние человека, порой в ущерб его сознанию и логическому рассудку. Дальнейшее развитие западных социальных платформ в сторону так называемого Метаверса ориентируется в значительной степени на эту эмоциональную составляющую. Человек ради получения эмоций готов раствориться в искусственной виртуальной реальности, превращаясь буквально в техноангела, в синтетическое существо. При этом потребность в духовно-нравственном развитии полностью отпадает.

   В конце 2021 года мне хотелось обсудить вопрос о возможности в России цифровой культурной революции. Мы знаем, что цифровая революция в современном мире уже произошла. Однако, меня также волнует вопрос, как будет проходить развитие цифровых технологий в нашей стране в условиях глобальных санкций со стороны Запада. В состоянии ли мы настроить предприятия на выпуск собственных процессоров и других электронных устройств. Ведь решение этих вопросов определяет суверенитет России.  Другая важная сторона вопроса касается природы самого человека. Будут ли цифровые технологии во благо человека или во вред ему. Сможет ли общество настроить цифровые платформы таким образом, чтобы человек оставался человеком. Где и какой может быть территория людей с традиционными ценностями в современном информационном цифровом мире. Современные социальные сети и платформы лишены идеологии, их эпоха может вскоре закончиться. На смену им готовы прийти новые цифровые платформы со встроенной этикой и нравственной идеологией. Жизненно важно изменить метакультурный код человечества и перейти к гармоничным экосистемам в планетарных границах. 

Творчество как предчувствие

   Водоразделом сегодняшних общемировых  изменений является специальная военная операция Российских Вооруженных Сил, проводимая для защиты населения Донецка и Луганска от украинских неонацистов. Мир, который будет завтра, уже будет совершенно другим. Латинская буква Z стала символом единения за победу, за мир. Мы узнали, что оказывается  существуют Z- войска,  Z- концерты,  Z-автопробеги,  Z-флэшмобы и т.д. Все это готово слиться в общем потоке Z-жизни. Символ Z стал настолько популярен в России, что его стали использовать как органы государственной власти, так и простые люди, делающие наклейки с этой буквой на автомобилях и многих вещах. Но как можно осмыслить использование буквы Z в противостоянии Запада и России.

   Вот что говорится об этом в сообщении канала «Царьград». «Знак Z – это старославянская буквица Z, которая означает земля, народ, общность. Эта буква главный защитник всех славян. Она несет защиту от проникновения темной силы. Это сама Земля, как Вселенская структура, как форма жизни всего сущего, созданного Богом. Само написание этой буквы говорит об этом: верхняя черта отчеркивает небо, нижняя отчеркивает землю, а диагональная черта перечеркивает пространство между небом и землей, закрывая вход темной силы».

   Однако в данном случае я хочу применить философский проект Александра Дугина под названием «Ноомахия», который говорит о борьбе и противостоянии различных алгоритмов ума, выраженные через понятия Логосов. Это Логос духовного мира (Отца), Логос нашего срединного мира, где соединяются духовное и материальное (Сына) и Логос Великой Матери (материи). У Дугина это соответственно Логос Аполлона, Логос Диониса и Логос Кибелы. Если сейчас мы рассмотрим букву Z, то верхняя черта – это небо (духовный мир), вертикальная черта – мир человека, нижняя черта – это материя (земля). Смыслом существования срединного мира человека является достижение равновесия, гармонии между духовным и материальным, между небом и землей. Россия не желает терять связь с небом (Духом), а западное общество потребления стремительно погружается в материальное. В этом и состоит значение эпиграфа от Виктора Цоя, «Между землей и небом война», как противостояние между Западом и Россией. Кстати, цвета Российского флага отражают небесную чистоту, наш человеческий мир и материю.

   Для меня было более интересно и удивительно оценить свое творчество через призму Z-предчувствия и предсказания. Я уже много раз рассказывал об идее  создания в нашей стране новой социальной сети Заповедники. В журнале «Заповедные острова» №16 от 2017 (1) года была впервые опубликована небольшая статья под названием «Социальная сеть Заповедники как творческая идея». Потом были публикации на страницах журнала «Признание» (Иркутская обл.), экологического издания «Природа Алтая» (Барнаул), на сайте www.yailu.ru и в социальных сетях. При записи названия социальной сети Заповедники латинскими буквами (Zapovedniks) я всегда отдельно писал и знак Z, как краткое ее обозначение. Поэтому сейчас присутствует ощущение, что нынешняя Z жизнь буквально сливается с твоими мыслями, эмоциями в единый творческий поток.

   Нет ничего удивительного в материализации мысли на уровне человека. Можно мысленно желать себе здоровья, материального достатка, стремиться к этому и достигать цели. Но на уровне страны и всего мира необходимы иные подходы. Это более длительный (творческий) процесс. Проблемы творчества я затрагивал в журнале «Признание» №41 в декабре 2017 (2) года в статье «О задачах творческой исторической мысли», когда исследовал наследие Н.Бердяева, выраженное 100 лет назад в его книге «Судьба России». Нужно быть полностью погруженным в поток жизни и творчества, сливаясь с ними. Это словно фантастический фильм «Джуманджи». Человек вступает в игру, из которой уже нет выхода. Внутренняя мотивация творческого процесса должна быть абсолютной. Я думаю, что должно быть также осознанное ощущение взаимосвязи мысли и времени. 

Проект Арго. Операция Z продолжается.

   22 марта 2022 года в Горно-Алтайске при поддержке Алтайского биосферного заповедника (АБЗ) прошла презентация детской повести «История Арго» (3), в которой рассказывается о приключениях горного барана Арго и его дружбе с девочкою Кюнель. Книга об Арго была написана в марте 2018 года  именно для продвижения идеи социальной сети Заповедники в общественное сознание. Авторы проекта Арго – писатель Илья Кочергин (Москва), художник Виктор Павлушин (Новосибирск) и Александр Лотов, сотрудник АБЗ. По сюжету повести алтайские горные бараны аргали, чтобы спасти свое стадо от преследования людей, вынуждены уйти жить в заповедник. Но куда уйти самому человеку? Этот вопрос не задан напрямую, но представляет главную идею повести «История Арго». Вот несколько цитат из моей переписки с И.Кочергиным в процессе работы над книгой:

«Арго показывает горным баранам аргали дорогу в заповедник, в новую горную страну, где когда-то жили их предки … История барана Арго заканчивается тем, что он уводит свой народ в заповедную страну. В этом, может быть, и смысл для людей …  Я рассчитываю, что история Арго поможет привлечь внимание Российского общества к идее необходимости создания социальной сети Заповедники».

   Можно сказать, что есть детская и взрослая части (составляющие) проекта Арго. Детская часть – это общение с детьми на уровне образа Арго. Об этом более подробно сказано в Предисловии к повести «История Арго». Взрослая часть – проектирование социальной сети Заповедники. В декабре 2021 года в журнале «Заповедные острова» №27 была опубликована статья «Вместе с Арго в Алтайском биосферном заповеднике», где как раз сочетаются эти две части повести, и обсуждается возможность создания скульптурной композиции главных героев повести «История Арго», девочки Кюнель и горного барана Арго. В статье горный баран Арго сравнивается с кораблем, который поможет нам найти (создать) золотое руно – сеть Заповедники. Как известно из древнего эпоса обладание золотым руном ведет народ к благополучию и процветанию. На страницах журнала также прозвучала мысль о Заповедном движении (4).

   Буквально все говорят о развитии, используя различные определения – эволюционное, универсальное, прогрессивное, устойчивое, глобальное и т.д. Но обратим внимание на более первичное философское понятие, такое как движение, которому подобных определений не дается. Между тем, движение является единственным способом существования материи, ее неотъемлемым свойством. Материя может существовать только в движении; это любое изменение состояния системы, начиная с простого механического перемещения и заканчивая социальными процессами. Развитие же определяется как направленное, необратимое движение от простого к сложному. Современный мир во многом сформировался  на основе так называемого прогрессивного эволюционизма, который фактически заводит цивилизацию в тупик. Поэтому имеет смысл вернуться к истоку и определить движение как Заповедное движение. Таким образом, Заповедное движение – это закон трансцендентного-имманентного среднего мира человека: вещь не есть то, что нам дано, а то, к чему она идет. Каждая вещь имеет в себе свою собственную цель. По Аристотелю все вещи находятся не на своем месте. Они и не могут быть на своем месте. Как только это происходит – вещь достигает центра, она перестает двигаться и исчезает. Только Бог находится на своем месте, в центре мира. Бог заставляет всех стремиться к самому себе. Заповедное движение  – это предопределенное движение вещи (сущего, по Аристотелю) к своему истоку, образу в мире идей Платона. В этом определении проявляется направленность движения, его идеология. Могут сказать, что это идеализм. Но что может представлять из себя национальная идея, идеология России, о которой так много говорят в последнее время. Может быть это также идеализм? Может быть, нам стоит идти только лишь в сторону технологического развития и мировоззрение человека определить как научное мировоззрение? Тогда пожалуйте в Метаверс.

   Важно чтобы в основание социальной сети Заповедники была положена философско-религиозная идея сохранения тех настроек, которые Создатель заложил в человека. О порой не простых взаимоотношениях между религией, философией (и наукой) Н.Бердяев пишет в статье «Мир объектов. Опыт философии одиночества и общения» (5). Цитата из этой статьи: «Вся теология учителей церкви заключала в себе огромную дозу философии. Восточная патристика была проникнута платонизмом и без категорий греческой философии не в силах была бы выработать христианской догматики. Западная схоластика была проникнута аристотелизмом и без категорий аристотелевской философии не могла бы выработать даже католического учения об эвхаристии …».

 Необходимо чтобы социальная сеть объединяла людей различных религиозных конфессий, а не разъединяла их. На мой взгляд, подобными качествами в достаточной степени будет обладать социальная сеть Заповедники. Это будет единый коэволюционный комплекс человек-природа. Общественную Z сеть Заповедники можно представить как заповедник для людей. Ведь в наше время требует сохранения физический и духовно-нравственный мир самого человека. Пользователи сети Заповедники, которых можно будет назвать заповедными людьми, будут едины в потоке Заповедного движения.

  В одной из программ телеведущего Владимира Соловьева ее участник Виталий Третьяков задал вопрос: возможно ли создать информационное гиперзвуковое оружие? Я думаю, что социальная Z сеть Заповедники может явиться таким информационным Авангардом, которые западные страны не смогут повторить, а лишь принять. Потому что в основе такой сети будет лежать духовно-нравственная преемственность человеческих поколений. Еще Владимир Соловьев сказал важные слова, «Люди, выступающие на телевидении, перестали слышать народ. Нам нужно слушать людей, нужно брать у них ту мудрость, которая идет от корней на уровне больших вибраций великого народа». В материале использованы рисунки художника из Новосибирска Виктора Павлушина. Один из них так и называется – «Подключись к корням!». На другом рисунке горный баран Арго летит на сноуборде в виде процессора к заповедному Эльбрусу, социальной сети Заповедники. Остальные картинки отражают тему культуры и цифровизации. 

   За победу! За человечность! За Z социальную сеть Заповедники!

                                                                      Александр Викторович Лотов, сотрудник АБЗ, рис. Виктора Павлушина

   Источники:

  1. Журналы «Заповедные острова», https://www.wildnet.ru
  2. Архив журнала «Признание», www.cbs-angarsk.ru                                     
  3. Повесть «История Арго», www.yailu.ru
  4. Заповедное движение, https://www.yailu.ru/index.php/priroda/zapovednoe-dvizhenie
  5. Бердяев Н.А. «Мир объектов. Опыт философии одиночества и общения».

Вход