Что скрывает водопад Корбу

  Летом 2022 года я предложил Новосибирскому художнику Виктору Павлушину сделать рисунок водопада Корбу сказочного содержания. Виктор является Членом Творческого Союза художников России и Российского клуба художников-анималистов «Живой карандаш». Он дважды победитель общенационального конкурса «Золотое перо Руси» и победитель международного конкурса «Золотая черепаха». Также Виктор Павлушин является автором одной из эмблем Алтайского биосферного заповедника, а в марте 2022 году принял участие в заповедной презентации книги «История Арго», в которой  является автором рисунков.

   Виктор Павлушин сделал сказочный рисунок и даже написал стихотворение под названием «Что скрывает водопад», раскрывая тем самым новые грани своего таланта. На мой взгляд, стихотворение выглядит  цельным и законченным произведением и сказочная тема не исключает своего дальнейшего развития. Стихотворение воспринимается как легенда о водопаде Корбу. Виктор еще написал, «Русалки по преданиям на зиму уходят зимовать в деревья, что около водоёма. Потому их ещё называли древяницами. Потому нельзя вокруг водоёма лес рубить. Обидишь или умертвишь древяниц,  водоём обмелеет или совсем зачахнет. Это уже реальность. А все сказания на реальности основаны. Просто метафоры, что бы детям передать в доступной и в тоже время уважительной и увлекательной форме. Относились к природе уважительно, не потому что боялись её. Нет. Уважали. Гордились. Сотрудничали. Если хоть одна здравая мысль в ненавязчивой форме будет в легенде - это уже прогресс. Отсюда и дальнейшее уважение к природе пойдёт. Это цель. А духи природы помогают в этом, или наказывают».

  Водопад Корбу располагается на территории Алтайского заповедника. На самом деле идея заповедности и сказочная тема могут быть связаны друг с другом.  Известный заповедный публицист Ф.Р.Штильмарк в книге «Заповедники и заказники», изданной в 1980-х годах прошлого столетия, пишет: «…Понимание заповедности проявляется и в различных языческих и шаманских поверьях, получивших весьма широкое распространение у народов нашей страны. Всевозможные святые места, священные рощи, урочища, озера, родники охранялись как участки подлинной заповедности в разных районах Европы и Азии… Священные заповедные рощи связаны с культом творческих сил природы, сознанием органической связи с природой… Творческая сила страдает от грязи, нечистоты, болеет… Таким образом, бог – творческая сила не всемогущ. В будничной повседневной жизни очень трудно сохранить природу в чистом виде. Поэтому выделяются рощи, ключи и оберегаются от загрязнения. Здесь творческая сила спасается от преследующей грязи, нечистоты … Вокруг таких заповедных рощ объединяются целые роды … Такие священные рощи известны на Байкале, в Зауралье, на Ангаре и во многих других местах.  Некоторые из них даже вошли в состав нынешних заповедников или стали памятниками природы, большинство же безвозвратно утрачены».

  В священных рощах наши предки поклонялись не только языческим богам, здесь жили  домовые, русалки, водяные, лешие и другие персонажи славянской мифологии. Сознание человека в прошлые времена было направлено в сторону природы и сказочные существа были посредниками между человеком и силами природы. Добрые или злые были эти существа, но они были отражением самого человека. В 21-м веке мы погружены в область цифровых информационных технологий, вершиной которых является заявленный Искусственный Интеллект. Наше сознание направлено не в сторону природы, а в сторону цифровой Метавселенной. Мы буквально готовы превратиться в техноангелов, в виртуальных мета двойников.

  Если вернуться опять к заповедной системе можно отметить, что в 2023 году исполняется 25 лет, как была принята «Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков РФ по экологическому просвещению населения». В качестве эпиграфа к Концепции приводится стихотворение Эмиля Шукурова «Открытый Мир», начало которого звучит как, «Мы, объединенные с Природой единым потоком животворных сил». Очень позитивно, что сознание человека вновь направляется в сторону природы как и в давние времена. Сегодня посетители заповедного водопада Корбу могут сказать (и порой говорят), что русалка и водяной это не настоящее, придуманное. Но для  наших далеких предков это было органической частью их культуры и мировосприятия. Сказочное стихотворение о водопаде Корбу и прекрасно выполненный рисунок с русалкой и водяным позволяет нам прикоснуться к мифологическому прошлому народов России и почувствовать духовно-культурную связь поколений.

Александр Лотов

Экспедиция длиною в жизнь

 Пьеса писателя Ильи Кочергина «Экспедиция» вошла в длинный список международного драматургического конкурса «Ремарка», где из более чем 800 присланных произведений отбирают примерно 40 лучших. Далее из них выбирают победителей, около пяти пьес. Многие из пьес, победивших в конкурсе, с успехом идут за рубежом и в России, как в регионах, так и на главных сценах страны. С конкурсом сотрудничают выдающиеся профессионалы в области театрального искусства. 

   Интересно, что в 90-е года прошлого столетия Илья Кочергин работал инспектором охраны Алтайского заповедника, в начале на кордоне Язула, потом в Чодро и Чири. Сейчас Илья пишет повести и романы, он лауреат нескольких литературных премий Правительства Москвы в области литературы и искусства. Его книги выходят в России и за рубежом. Я попросил Илью рассказать о своем последнем произведении, пьесе «Экспедиция». Вот что он ответил:

   «В современном искусстве (и литературе) автор и зритель (читатель) наравне. Раньше автор был важной фигурой, умным, учёным, творцом, он вёл и учил. Сейчас всё подемократичнее - автор что-то предлагает, на что можно откликнуться или пройти мимо. Если это тебя не зацепило, это не значит, что ты "отстал или слишком опередил". Это просто не твоя тема. Городской человек на природе - это ребёнок, подросток такой. Он мало что умеет и понимает, но гонора и самоуверенности через край. И он мало что видит вокруг, ничего не замечает кроме себя самого, дорогого. Не он в мире живёт, а мир вокруг него крутится…. Конечно, в пьесе есть ирония. Но никакая особая система координат для ее восприятия, я думаю, не требуется. Просто, меня раздражает отрыв человека от природы, но я, сочиняя этот рассказ и эту пьесу, старался не злиться на этих людей, которых описывал, а подойти к теме, наоборот, с их точки зрения. В рассказе я даже использовал местоимение "мы", когда говорил про экспедицию - "мы увидели", "мы приехали», то-есть, как бы причислял себя к членам экспедиции, к горожанам на природе». Для уточнения, пьеса «Экспедиция» написана на основе одноименного авторского рассказа.

  Хочется добавить, что Илья Кочергин активно пишет книги и для детской аудитории. Так, недавно вышли его книги «Что такое Красная книга» (представлена в Яйлинской школе) и «Вся правда про мусор». Планируется книга про заповедники. И наконец, в 2021 году отпечатана детская книга «История Арго» - история дружбы горного барана Арго и девочку Кюнель. Идея этой повести родилась в Алтайском заповеднике.

   Годы работы Ильи Кочергина в Алтайском заповеднике, общение с заповедной природой отразились самым благоприятным образом на его жизни и дали стимул к творческой работе.

И. Кочергин  Экспедиция

  

И.Кочергин и И.Савинский, заповедный патруль

Фотографии и стихи

Не умею рисовать я кистью,

Но попробую живописать

Богом данной мыслью.

(Е.Ефременко)

С жительницей поселка Яйлю Екатериной Николаевной Ефременко я начал сотрудничать в 2001 году. Мне очень нравилось стихотворное творчество Екатерины Николаевны, и я предложил ей написать стихи к своим фотографиям. В этом же году наше совместное творчество было отмечено Новосибирским журналом «Фото.Сибирский успех».Потом Екатерина Николаевна написала стихотворение «архар и человек», в котором рассказала о не простой жизни алтайских горных баранов Аргали.

Стихотворение как бы расширяет границы восприятия реальности, привнося новые смысловые значения (иногда неожиданные). Фотографии получают своеобразную лирическую настроенность. Кто бы мог подумать, что необычная история папоротника предельно лаконично и глубоко отразится в восьми строках, а «Зеленую реку» Чулышман можно связать с … укреплением рубля. Поэзия и фотография сливаются в одно цельное произведение.Александр Лотов
Ветераны войны

Редеют ряды ветеранов.

Болят под медалями раны.

Но, если застонет наша земля,

С нами – Алеша, Добрыня, Илья.

 

 

 




Каменная стража

Искусно ветер жгучий создает

из камня великаны.

И стража грозная встает

в долине Чулышмана.

Они безмолвны, неподвижны,

но это – кажется, на вид.

И много сказочных преданий

Алтай о них хранит.

 

Подробнее...

Телецкие акварели

Ирина Волкова

Кокши

Я тебя прошу, расскажи
Ты мне про свои миражи,
Будущих дорог виражи,
Островок у мыса Ажи.

Горных серебрящихся рек
Мы не позабудем вовек
Утром свежевыпавший снег –
Это всё тебе, человек!

На тропе замедлив шаги,
Ты услышишь звуки тайги.
Волны вдоль Телецкой дуги
Нагоняют шорох шуги.

Будет дуть верховка с утра,
Оживляя угли костра,
Золотится кедра кора,
Нам с тобой в дорогу пора.

На снегу зимой напиши,
Где берёт начало Кокши.
Ты в душе костёр не туши,
Вновь с друзьями в горы спеши!..

Верховка

Молодой ветер внезапно проснулся перед рассветом в затерянной на краю мира котловине таинственного озера Джулукуль. Он неуверенно потянулся, расправляя онемевшие плечи. Не дожидаясь восхода солнца, рванулся в знакомом направлении. Туда, по долине полноводной реки Чулышман, окружённой с обеих сторон высокими горными хребтами. Пролетая по Чулышманской трубе, он крепчал и набирал силу с каждым километром. Весело и задорно растрепав перья у танцующих журавлей и закрутив гривы и хвосты молодых кобылиц, пасущихся напротив Аккурума, поиграл струями водопадов, вырвав серебряные брызги и раскидав их по скальным стенкам. Подхватил и понёс потоки пряного воздуха Чебдара, пропитанного запахами алтайских трав.
С разбойничьим свистом и воем ворвался он на Кырсай, раздув паруса палаток и разбудив отдыхающих туристов. Схватил горстку сухого песка да лёгкие щепки плавника и забросил их в озеро. Радостно и властно набросился на его водную гладь, и побежали, вспениваясь по его воле, торопливые барашки волн. А он, сильный и смелый, гнал их к северу, мимо устья Чили и Аданыша, мимо Яйлинских террас, огибая островок у мыса Ажи. Волны играли с ним в весёлые игры и тоже набирали силу.
Че-люшшш, – подкатывалась к берегу и отступала одна. Кок-шшши, – вторила следующая. Са-мышшш, – пропела третья с причудливым гребнем и пробежала по берегу дальше всех.
А ветер всё дул и дул, коверкая водную гладь, шумя в кронах прибрежных кедров и сосен. К десяти часам утра он долетел до Артыбаша, посёлка, расположенного в северной части озера. Захлопали на ветру белоснежные простыни, как стая гусей перед дальним перелётом. Закачали ветвями-лапами артыбашские пихты. Люди откликнулись на зов ветра.
– Опять день зря потеряем, – разочарованно предполагали, прислушиваясь к его шуму, туристы.
– Теперь будет погода! Крепкая дует верховка, – говорили местные жители.
А он, наигравшись волнами озера, поднял рябь на реке Бие, разгоняя пенные бурунчики всё дальше на север.

Подробнее...

Регистрация/ Вход