Летом 2022 года я предложил Новосибирскому художнику Виктору Павлушину сделать рисунок водопада Корбу сказочного содержания. Виктор является Членом Творческого Союза художников России и Российского клуба художников-анималистов «Живой карандаш». Он дважды победитель общенационального конкурса «Золотое перо Руси» и победитель международного конкурса «Золотая черепаха». Также Виктор Павлушин является автором одной из эмблем Алтайского биосферного заповедника, а в марте 2022 году принял участие в заповедной презентации книги «История Арго», в которой  является автором рисунков.

   Виктор Павлушин сделал сказочный рисунок и даже написал стихотворение под названием «Что скрывает водопад», раскрывая тем самым новые грани своего таланта. На мой взгляд, стихотворение выглядит  цельным и законченным произведением и сказочная тема не исключает своего дальнейшего развития. Стихотворение воспринимается как легенда о водопаде Корбу. Виктор еще написал, «Русалки по преданиям на зиму уходят зимовать в деревья, что около водоёма. Потому их ещё называли древяницами. Потому нельзя вокруг водоёма лес рубить. Обидишь или умертвишь древяниц,  водоём обмелеет или совсем зачахнет. Это уже реальность. А все сказания на реальности основаны. Просто метафоры, что бы детям передать в доступной и в тоже время уважительной и увлекательной форме. Относились к природе уважительно, не потому что боялись её. Нет. Уважали. Гордились. Сотрудничали. Если хоть одна здравая мысль в ненавязчивой форме будет в легенде - это уже прогресс. Отсюда и дальнейшее уважение к природе пойдёт. Это цель. А духи природы помогают в этом, или наказывают».

  Водопад Корбу располагается на территории Алтайского заповедника. На самом деле идея заповедности и сказочная тема могут быть связаны друг с другом.  Известный заповедный публицист Ф.Р.Штильмарк в книге «Заповедники и заказники», изданной в 1980-х годах прошлого столетия, пишет: «…Понимание заповедности проявляется и в различных языческих и шаманских поверьях, получивших весьма широкое распространение у народов нашей страны. Всевозможные святые места, священные рощи, урочища, озера, родники охранялись как участки подлинной заповедности в разных районах Европы и Азии… Священные заповедные рощи связаны с культом творческих сил природы, сознанием органической связи с природой… Творческая сила страдает от грязи, нечистоты, болеет… Таким образом, бог – творческая сила не всемогущ. В будничной повседневной жизни очень трудно сохранить природу в чистом виде. Поэтому выделяются рощи, ключи и оберегаются от загрязнения. Здесь творческая сила спасается от преследующей грязи, нечистоты … Вокруг таких заповедных рощ объединяются целые роды … Такие священные рощи известны на Байкале, в Зауралье, на Ангаре и во многих других местах.  Некоторые из них даже вошли в состав нынешних заповедников или стали памятниками природы, большинство же безвозвратно утрачены».

  В священных рощах наши предки поклонялись не только языческим богам, здесь жили  домовые, русалки, водяные, лешие и другие персонажи славянской мифологии. Сознание человека в прошлые времена было направлено в сторону природы и сказочные существа были посредниками между человеком и силами природы. Добрые или злые были эти существа, но они были отражением самого человека. В 21-м веке мы погружены в область цифровых информационных технологий, вершиной которых является заявленный Искусственный Интеллект. Наше сознание направлено не в сторону природы, а в сторону цифровой Метавселенной. Мы буквально готовы превратиться в техноангелов, в виртуальных мета двойников.

  Если вернуться опять к заповедной системе можно отметить, что в 2023 году исполняется 25 лет, как была принята «Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков РФ по экологическому просвещению населения». В качестве эпиграфа к Концепции приводится стихотворение Эмиля Шукурова «Открытый Мир», начало которого звучит как, «Мы, объединенные с Природой единым потоком животворных сил». Очень позитивно, что сознание человека вновь направляется в сторону природы как и в давние времена. Сегодня посетители заповедного водопада Корбу могут сказать (и порой говорят), что русалка и водяной это не настоящее, придуманное. Но для  наших далеких предков это было органической частью их культуры и мировосприятия. Сказочное стихотворение о водопаде Корбу и прекрасно выполненный рисунок с русалкой и водяным позволяет нам прикоснуться к мифологическому прошлому народов России и почувствовать духовно-культурную связь поколений.

Александр Лотов

Вход