Много лет назад мне попалась интересная информация о том, что в 1995 году японский фотохудожник Юкио Охияма выпустил фотоальбом «Сто Фудзиям». Я тогда почувствовал себя алтайским последователем этого замечательного фотографа. Дело в том, что я живу в поселке Яйлю, и Телецкое озеро (алт. «Алтын-Кель» – Золотое озеро) для меня является естественным объектом фотосъемки. Можно посмотреть в окно дома или выйти на крыльцо, озеро всегда перед тобой; оно ни когда не бывает постоянным, а всегда изменчиво. Каждое мгновение озеро уже другое. Иногда какое-то природное явление может длиться минуты, или даже секунды. Если ты не успеваешь запечатлеть это на фотопленке, то все происходящее остается лишь в твоей памяти. Я вспоминаю, сколько подобных интересных мгновений на Золотом озере осталосьв моей памяти. На мой взгляд, жемчужине Горного Алтая, Телецкому озеру, озеру все-же не хватает священности, часто это следствие низкого уровня экологической культуры людей, посещающих этот уникальный природный объект.

В отличии от японской священной горы Фудзиямы Телецкое озеро может общаться с нами языком движения воды (верховки и низовки) и непередаваемой игрой света на водной глади. Зимой озеро замерзает неполностью: ледяной покров обычно простирается лишь немного далее Яйлю. В это время Телецкое озеро может буквально петь, что является следствием мощных верховокна незамерзающей части озера. Когда лед оседает, то по всей озерной долине проносится мощный гул. Мелодию озера можно записывать с помощью специальных чувствительных микрофонов, что иногда делают любители ледяного пения. Они не спят по ночам, зачарованные необычным явлением природы.

Однажды рассматривая виды Байкала в большом фотоальбоме, посвященном российским памятникам культурно-природного наследия ЮНЕСКО, я вдруг увидел две фотографии … Телецкого озера. Возможно тогда я был действительно прав, и редактор изданияперепутал Байкал и Телецкое озеро. Проверить догадку сейчас я не мог из-за отсутствия фотоальбома. Зато я пересмотрел два слай-шоу по видам озера Байкал с фотографиями Михаила Степанцева, и понял, что Телецкое озеро буквально создано для фотографии. Золотое озеро гораздо компактней Байкала, и фотографу проще строить композицию кадра. Здесь вы можете заполнить задний план горным массивом Корбу, видом священной горы Алтын-Туу, либо другими видами. На Байкале задний план – это уходящяя вдаль гладь озера. Вы можете заснять туман, облака, игру света, но будет не то. Я думаю, именно Телецкое озеро может дать максимальную энергетику кадра, а задний план здесь можно отдалить, применив соответствующий объектив. Однако, мое замечание отнюдь не умаляет превосходной эстетической и фотографической ценности видов священного Байкала.

Зимнее Телецкое озеро великолепно описано в рассказах бывших яйлинцев Тигрия Дулькейта и Эдуарда Ирисова. Приведу небольшую цитату из книги Т.Г.Дулькейта «Телецкое озеро»: «Ночью на прозрачном льду четко отражаются горы и звезды. Льда не видно, и создается впечатление, будто ты в воздухе, а вокруг тебя небесные светила». Я не раз ловил себя на мысли наблюдая за восходящей из-за горизонта планетой или яркой звездой: «ну не может у них быть такого яркого отражения!». Но отражение было. С этими авторами можно познакомиться на главной странице Яйлинского сайта. В разделе сайта Фотовыставка помещается фотографическая серия – Зима на Телецком озере, некоторый итог многолетних наблюдений и съемок. Природные пейзажи я дополняю фоторассказом о жизни заповедного поселка Яйлю. Представленные фотографии сделаны на цветную негативную и слайдовую фотопленку, которую можно купить в обычном фотомагазине.

Сегодня большинство фотографов использует цифровую аппаратуру. Фотоширота универсальных пленочных материалов на практике меньше, чем у современных цифровых камер. Однако у негативнойфотопленки есть достаточно протяженный нелинейный участок в светлых тонах, что позволяет ей более правдоподобно передавать яркие участки сцены. Этими яркимиучастками на Телецком озере могут быть солнечные дорожки, блики на воде,или даже солнце в кадре в ясную погоду. Игра света позволяет достичь необходимой энергии кадра. Чтобы решать подобные вопросы с использование цифровой камеры фотограф вынужден использовать различные техники съемки иобработку фото на компьютере. И в том и в другом случае полученные фотографии – это авторский взгляд на природный пейзаж. Телецкое озеро ждет новых фотографических открытий. Возможно тогда и может появиться фотоальбом «Сто фотографий Телецкого озера»!

Александр Лотов (поселок Яйлю, АБЗ).

Вход