Ты помнишь как все начиналось…

Фотографией я начал заниматься в 4-ом классе, когда наша семья жила в поселке Иртыш (на берегу Иртыша). Отец подарил мне «Зоркий – 4», и с этого момента я уже не расставался с фотоаппаратом. Как раз в это время в Иртышской школе начал работать фотокружок, который вела молодая учительница Валентина Васильевна. Яне помню ее фамилии, наверное, для детского восприятия оказались главными лишь имя и отчество. Затем наша семья переехала в соседнее село Дубровное, где я продолжил занятие фотографией. После школы был небольшой перерыв, когда я служил в армии. Моешкольноефототворчество приходится восстанавливать лишь в мыслях и воспоминаниях; негативы той поры утрачены, сохранились лишь отдельные фотографии. Я хорошо помню как делал свой первый кадр; им оказался собственный автопортрет. Я снимал в помещении, и установил выдержку и диафрагму на глаз, в то время не было даже фотоэкспонометров, не говоря уже об автоматическихфотокамерах. Тогда я еще даже не знал, что фотопленку необходимо проявлять и закреплять. Еще вспоминаю фотоэнциклопедию того времени-книгу Микулина «25 уроков фотографии». Невероятно, как фотография за считанные десятки лет такнеузнаваемо изменилась!

Моя первая экологическая публикация.

После службы в армии я устроился на работу в милицию; это было село Викулово, Тюменской области. Мой отец всю жизнь проработал в милиции, и я также решил испробоватьсебя в этой специальности. Одно время я даже был начальником паспортного стола; выдавал паспорта, прописывал, отвечал на множество различных запросов. Интересная работа. Признаться, в то время меня привлекала профессия криминалиста, она также была связана с фотографией. Я проходил милицейские курсы в Тюмени, вшколе милиции, и там как раз была хорошая фотолаборатория. Здесь я впервые научился хорошо печатать фотографии, потому что печать с помощью фотоувеличителяэто также особая наука.У меня сложились очень хорошие отношения с начальником этой лаборатории. В то время я принимал участие в фотовыставках. Например, у меня сохранилась грамота от 6 ноября 1984 года в которой написано «Награждается Лотов Александр Викторович за работу,признанной лучшей на районной фотовыставке, посвященной40-летиюПобедыСоветского народав Великой Отечественной войне».
Мне хочется особо вспомнить свою первую экологическую публикацию в газете «Красная Звезда». Она называлась «Что же здесь все-таки будет?». Мне тогда был 21 год.Я возмутился деятельностью Викуловского маслозавода, которая наносила огромный вред природе. Я написал «вот уже много лет отходы этого предприятия сбрасываются в соседний лесок, и там образовалось настоящее прокисшее озеро …кочки, болотная растительность, лягушки».Интересно вспомнить об этом сейчас, когда я работаю в отделе Экологического просвещения Алтайского биосферного заповедника. Через хорошую пейзажную фотографию человек может научиться ценить красоту природы, заботиться о ее сохранении.
ВВикулово у меня было увлечение, которому я отдавал не меньше времени чем фотографии. Это увлечение – органическая химия. Я читал органику как детектив и днем и ночью. В конечном итоге я знал почти наизусь весь учебник органической химии за курс института. Это помогло мне в дальнейшем. Вскоре я уволился из милиции и поехал поступать в Ленинградский институт Киноинженеров. Во времена Советского Союза это было вполне возможно.

Ленинградский институт Киноинженеров.

В 1985 году я поступил в Ленинградский институт Киноинженеров (ЛИКИ) на факультет «Кинофотоматериалов». Сегодня это ужеСанкт-Петербургский университет кино и телевидения. Выбранный факультет давал хорошие знания в области теории и практики фотографии; однако, ЛИКИ был технологическим Вузом. Все это относилось к классической фотографии, которая была полностьюпостроенана светочувствительных слоях с солями серебра.
Сегодняшняя цифровая фотография резко отличается от той фотографии. И сегодня, казалось бы, эти знания уже не нужны, ведь наступила эра цифровой фотографии. Но фотопленки и фотобумаги еще пока не сдаются. Вы приходите в лабораторию печатать фотографиии используйте фотобумагу – светочувствительный материал из прошлого. Толькоизображение рисует не луч света (как в фотоувеличителе), а луч лазера. Химический процесс обработки фотобумаги все тот же, что и раньше.Да и фотопленку еще используют многие профессионалы. Существует мнение, что фотопленка, как аналоговый способ записи (фиксации) изображения, позволяет получать более живые, более пластичные фотографии (особенно пейзажей).
Было невероятно интересно изучать фотографическую науку в самом высшем учебном заведении Советского Союзе; вначале это была просто – фотография, а на старших курсах – теория фотографического процесса (ТФП). Перед поступлением в ЛИКИ я мечтал не только снимать, но и также создавать новые фотографические материалы и испытывать их на практике. И вот, в один прекрасный момент, мои мечты, казалось, начали сбываться. Заведующий кафедрой фотографии Анатолий Редько предложил мне после учебы в институте остаться на кафедре, и заниматься фотографической наукой. Профессор Редько работал над созданиемновыхотбеливающих системы для обработки фотопленки и фотобумаги. Привычная отбелка использовала сильный окислитель – красную кровяную соль, которая была очень опаснадля экологии. Иногда отработанный отбеливающий раствор в фотолабораториях сливался просто в канализацию. Была мысль заменить этот окислитель на более безопасные соли щавелевой кислоты. Но в это время я уже начиналдумать о серьезном занятии фотосъемкой природы. На летних каникулах мне удалось побывать в Алтайском заповеднике, и это произвело на меня очень сильное впечатление. Поэтомуя ответил отказом профессору Редько.
В ЛИКИ было много хороших фотографов. Многие студенты приехали в институт из Прибалтики, где фотография была традиционно сильна. Наш мужской 9-ый этаж в общежитии на Пражской был буквально фотографическим.В большой угловой комнате на этаже мы сделали фотолабораторию и организовали собственный фотоклуб «Взгляд». У нас был довольно продвинутый по тем временам польский фотоувеличитель «Крокус». Эмблема фотоклуба у меня сохранилась. Некоторые мои знакомые были настолько сильно увлечены фотографией, что даже не смогли учиться в институте. На первом курсе ЛИКИ был один студент из Риги – Стас, он говорил « Я не могу учиться, потому что постоянно думаю о фотографии». И он ушел из института.
Помимо учебы главным занятием многих моих друзей была фотография.Мы что-то постоянно взвешивали, растворяли, проявляли, закрепляли, печали. И этот процесс, казалось, был бесконечным. Время суток для нас уже перестало делиться на день и ночь. Я принимал активное участие в институтских фотовыставках и добивался хороших результатов. Например, на последней фотовыставке в ЛИКИ, в которой я принимал участие, мне вручили почетную грамоту и подарили книгу. В грамоте было написано «НаграждаетсяЛотов А.В., студент 531 группы, за первое место в фотоконкурсе, посвященном 70-летию Великого Октября». На этой фотовыставке я представлял и Алтайскую фотосерию. Однако, большая часть этого материала была снята на слайд и оказалась неиспользованной. В то время было трудно печатать фото со слайдов даже студентам ЛИКИ.
Я отлично помню фотопленку, которая тогда использовалась. Черно-белый негатив был производства «Тасмы» (Казань) и «Свемы» (Шостка). Чувствительность небольшая – 32 – 130 ед. ГОСТ. Мы активно снимали и на негативную кинопленку КН, которая была в бобинах, в металлических коробках. Мы резали кинопленку на части и вставляли в кассеты.Цветная фотопленка была производства ГДР: негатив NC-19(21), слайд UT-18(21). Цветные отечественные фотопленки ЦНД и ЦО были часто низкого качества. Интересно, что первая проявленная мной цветная негативная пленка, еще до ЛИКИ,была советского производства–ДС-4. Это была даже не маскированная пленка (подложка у нее была прозрачная). Современныефотопленки все маскированные; они имеют коричневатую маску, которая улучшает цветовоспроизведение. Мне запомниласьпрактика в Ленинграде в лаборатории по обработке цветных слайдовых фотопленок. На этом предприятии работали уже пожилые женщины. Обработка пленок была ручная, женщины работали в резиновых перчатках и фартуках (производство было, конечно, вредным). В конце практики нам сделали экскурсию, ина последнем этаже показали импортный принтер по автоматической печати цветных фотографий. Но это была печать для избранных, с использованием фотопленокKodakиAgfa. Я взял на память несколько фотографий, которые были очень хорошего качества.
Вглавном корпусе ЛИКИ на улице Правда (это рядом с Невским проспектом) регулярно выходили фотогазеты, отражающие жизньинститута. Несколько фотогазет пришлось выпускать и мне. Я снимал партийные собрания, учебный процесс, демонстрации и иные мероприятия. Очень интересным увлечением нашего фотоклуба «Взгляд» была фотосъемка на различных концертах.Мы ходили на концерты известных групп, таких как - «Машина времени», «Юрай Хип», «Скорпиунс», «Модерн Токинг», «Ласковый Май и других. Вспоминаю отдельных исполнителей– К. Семенову, В. Преснякова, А.Глызина, В.Леонтьева, А.Розенбаума, В. Токарева ….
В короткой статье невозможно рассказать обо всем. Я благодарен всем моим друзьям и преподавателям института Киноинженеров за помощь в освоении фотографии. У меня были дружеские отношения с Еленой Константиновой, сотрудницей кафедры фотографии. Она помогала осваиватьденситометрию и сенситометрию фотографических материалов. Мне запомнился преподаватель математики Юрий Матусов, который очень интересно преподавал математику; студенты словно становились свидетелями математических открытий! Я даже бывал у Юрия Матусова дома. Конечно, я хорошо помню декана нашего факультета Кинофотоматериалов Сурена Саркисовича Мнацаканова. Это был очень хороший дипломат! Возможно, кто-то помнит его брата,Эдуарда Мнацаканова-известного политического обозревателя на телевидении. Учеба в ЛИКИ оказала очень большое влияние на мою фотографическую деятельность. Свои студенческие черно-белые фотографиия сегодня представляю на www.yailu.ru, на странице-Фотовыставка. Надеюсь, что очередное фотографическое воспоминание о ЛИКИ будет уже цветным!

Александр Лотов, сотрудник Алтайского заповедника

Вход